По
ювелирным изделиям можно было узнать о семейном и социальном положении
каракалпакской женщины, достатке, роде, к которому она принадлежит. С детских
лет девочки носили строго определенные украшения, набор которых с возрастом
усложнялся и обогащался, достигая своего пика к брачному возрасту (свадебный
костюм), затем начинался обратный процесс упрощения «ювелирного наряда» к
старости.
Облик
женщин и набор ритуальных украшений был связан с основными поворотными
событиями ее жизни: свадьба (переход в класс замужней женщины), рождение
ребенка (переход в класс матерей), женитьба детей и рождение внуков (переход в
класс матери матерей), смерть близких родственников. Во время этих ритуальных
«переходов» женщина снимала украшения на 40 дней («шиле», «чилла»), а затем
заменяла их на более скромные, что символизировало ее переход в иную категорию
и следующий жизненный цикл.
Молодые
наматывали на голову красную ткань (басорау), пожилые - белую. Амулеты и
талисманы, кольца и подвески, колье и браслеты были наделены защитными
функциями и способностью отгонять злых духов.
Естественно,
во всей своей красе блистали подобные украшения на невесте, которая в силу
молодости была особенно уязвимой и подверженной сглазу. Обильные яркие
ритуальные украшения на невестах играли роль «завесы от сглаза», поскольку
притягивали взгляды на себя, а не на лицо невесты.
В день
свадьбы невеста впервые надевала украшения в виде кольца (перстни, браслеты),
носовое кольцо (арабек), которое обладает способностью переводить человека в
иное состояние. Форма кольца до сих пор у многих народов символизирует
супружескую верность. Кстати, максимальный вес, который носили на себе девушки
тех времен, достигал 10 кг .
Комментариев нет:
Отправить комментарий