понедельник, 4 августа 2014 г.

Ритуальные украшения каракалпачек – зеркало жизни женщины. Ничто не зря, все символично.

По ювелирным изделиям можно было узнать о семейном и социальном положении каракалпакской женщины, достатке, роде, к которому она принадлежит. С детских лет девочки носили строго определенные украшения, набор которых с возрастом усложнялся и обогащался, достигая своего пика к брачному возрасту (свадебный костюм), затем начинался обратный процесс упрощения «ювелирного наряда» к старости.

Облик женщин и набор ритуальных украшений был связан с основными поворотными событиями ее жизни: свадьба (переход в класс замужней женщины), рождение ребенка (переход в класс матерей), женитьба детей и рождение внуков (переход в класс матери матерей), смерть близких родственников. Во время этих ритуальных «переходов» женщина снимала украшения на 40 дней («шиле», «чилла»), а затем заменяла их на более скромные, что символизировало ее переход в иную категорию и следующий жизненный цикл.


Молодые наматывали на голову красную ткань (басорау), пожилые - белую. Амулеты и талисманы, кольца и подвески, колье и браслеты были наделены защитными функциями и способностью отгонять злых духов.

Естественно, во всей своей красе блистали подобные украшения на невесте, которая в силу молодости была особенно уязвимой и подверженной сглазу. Обильные яркие ритуальные украшения на невестах играли роль «завесы от сглаза», поскольку притягивали взгляды на себя, а не на лицо невесты.

В день свадьбы невеста впервые надевала украшения в виде кольца (перстни, браслеты), носовое кольцо (арабек), которое обладает способностью переводить человека в иное состояние. Форма кольца до сих пор у многих народов символизирует супружескую верность. Кстати, максимальный вес, который носили на себе девушки тех времен, достигал 10 кг.




Комментариев нет:

Отправить комментарий